Из истории применения натуральных красителей
Исторические сведения об окрашивании различных предметов быта, одежды, относятся к глубокой древности. Сохранившиеся окрашенные предметы свидетельствуют, что для крашения использовала вещества минерального и органического происхождения: цветные глины, вещества, содержащиеся в различных частях растений, оксиды металлов и т.д.
Для окрашивания волокнистых изделий преимущественно применяли материалы растительного происхождения: древесную кору, листья, плоды, цветы, корни. Очень много растений со значительным содержанием красящих веществ произрастали в жарком климате и Страны Европы получали красильные растения жарках стран, однако и в Европе были свои традиционно применяющиеся для крашения растения, такие как вайда, резеда и др.
Красильщики древности в своем ремесле сделали интереснейшие открытия, которые позволили им, имея в своем распоряжении всего несколько десятков природных красителей, получать до 800 цветов и оттенков. Они открыли секрет образования цветных "лаков" - способ получения разнообразной цветовой гаммы на ткани с помощью солей различных металлов (морданов, или протрав) из всего одного красителя. Способность к образованию "лаков" объясняется свойством большинства природных органических красителей (называемых протравными) в присутствии солей переходных металлов давать прочные нерастворимые в воде комплексы краситель-катион металла-волокно. Для увеличение способности к комплексообразованию ткани обрабатывали, помимо солей металлов, солями винной кислоты или дубильными веществами. Современные исследователи находят в тканях из этих стран почти всегда не одну протраву, а смеси солей железа, алюминия, меди, хрома.
Для закрепления окраска на хлопковых тканях одновременно с солями металлов использовали танинсодержащие вещества. Стойкая пунцовая окраска на хлопке при использовании марены достигалась применением масляной протравы, придающей хлопку способность соединяться с солями металлов и красителями, в частности с ализарином. Марена содержит в основном два красителя - пурпурин и ализарин. Красильщикам древности был известен способ выделения пурпурина и использования только его для получения более карминного оттенка окрашенной ткани, чем при крашении самой мареной. Древние мастера умели имитировать пурпур с помощью индиго, марены, танина и железа.
К величайшим открытиям древности относится кубовое крашение индиго. С помощью синего индиго и различных желтых красителей мастерам удавалось получать многочисленные оттенки зеленого цвета, так как в природе практически не существует стойких зеленых красителей для тканей.
Крашение в древности часто состояло из многочисленных стадий, и для получения нужного цвета ткани могли красить в течение нескольких недель. Крашение почиталось искусством.
В конце XIX-начале XX века искусство крашения природными красителями практически было утрачено. Первые синтетические красители, яркие и сравнительно простые в способах применения, вытеснили природные красители из практики не только промышленного, но и кустарного окрашивания тканей и пряжи. На протяжении всего нескольких десятков лет большинство древних рецептов было забыто и утеряно. Но сейчас, в наше время, много мастеров возобновили и возобновляем это искусство.
Комментариев нет:
Отправить комментарий